Души животные
Есть ли души у животных, а если есть, то воскресит ли Бог и животных вместе с людьми?
Уже в первой главе книги Бытия говорится о сотворении Богом животных одушевлёнными:
«20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И после сотворения не оставляет Бог животных своим попечением:
10 В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти», — (Иов. 12:10).
Более того, не так уж и велика разница между нами и животными, как иногда кажется нам в гордыни нашей:
«18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» — (Еккл. 3:18-21).
Намёк на воскрешение животных содержится ещё в Ветхом Завете:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому», — (Ис. 11:6).
Что-же касается прямого ответа на вопрос. Будут ли воскрешены животные?
Ответ на этот вопрос содержится в послании святого апостола Павла римлянам:
«18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего», — (Рим. 8:18-23)
Более того, в девятнадцатой главе откровении святого апостола Иоанна Богослова упоминаются небесные кони, оказавшиеся достойными носить на своих спинах ангелов и самого Господа нашего Иисуса Христа:
«19.11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
19.12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
19.13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: ‘Слово Божие’.
19.14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
19.15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
19.16 На одежде и на бедре Его написано имя: ‘Царь царей и Господь господствующих’».
Согласуется со Священным Писанием и мнение современных богословов. Так русский философ, православный священник Сергей Николаевич Булгаков свидетельствует:
«Почему думают, что преображенная Мать-Земля позабудет об этих бессловесных чадах своих и не изведет их к жизни? Трудно мириться с мыслью о прославлении человека в пустынном мире, не населенном преображенной тварью, которая теперь населяет землю проклятия. (…) Ведь даже и теперь дети, еще сохраняющие на себе отблеск Эдема, в зверях имеют лучших друзей своих. И тогда окажется, быть может, что иные из них, теперь особенно ненавистные и отвратительные зловредностью своей или безобразием своим, были лишь оклеветаны клеветником-дьяволом…».
Вывод: животные одушевлены Богом, животные есть на Небесах!
Животные — помощники
Как установлено в предыдущей части, животные одушевлены Богом, животные есть на Небесах. Однако в качестве кого Бог сотворил животных?
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему». — Книга Бытия, глава 2, стихи 18-20.
Вывод: Бог сотворил животных и птиц в качестве помощников человека, хоть и не подобных людям. Однако данный вывод в свою очередь порождает вопрос. Помощниками в чём сотворены животные и птицы?
«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». — Книга Бытия, глава 2, стихи 15.
Животные и птицы изначально сотворены Богом в качестве помощников нашего пращура, первой обязанностью коего стала забота о Райском Саде.
Да и поныне помогают животные людям:
Собаки сторожат и охраняют, до сих пор друзьями людей бывают; Кошки дом уютом наполняют, от вредителей избавляют;
Дельфины с людьми на море играют, тонущих спасают…
О православном отношении к животным
Как мы ранее установили в предыдущих частях сей работы. Животные созданы Богом одушевлёнными в качестве наших помощников и помогают людям до сих пор. Так же с учётом этого людям в целом и православным христианам в особенности следует относиться к животным?
Для начала следует чётко разделить отношение даже к самым дорогим вещам и животным. Вещи тленны, крепчайшие алмазы и то распадутся со временем. Для сравнения животные разделят с нами (по крайней мере с лучшими из нас) райское блаженство. Причём, скорее всего, в Рай попадут все животные. Так святитель Лука Войно-Ясенецкий в своём фундаментальном труде «Дух, душа и тело» пишет: «Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира… и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям». Животные, птицы, прочая Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей. Что же будет с Божией тварью дальше, уже на Небесах после конца мира сего?»
«Волк и ягнёнок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому» (Исайя, 65:25). То есть животные превращённые бесами на проклятой за нас Земле в хищников и паразитов, снова станут травоядными созданиями, какими и были изначально задуманы Богом. На Небесах «бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её» (арх. Лука Войно-Ясенецкий: «Дух, душа и тело»). Так как же следует относиться христианам к животным?!
Отвечу цитатой из Священного Писания: «Ты любишь всё существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил» («Премудрость Соломона», гл. 11, стих 25). Творец любит все свои создания и нам следует уподобиться Господу Богу!
Святые о воскресении животных
Преподобный Ефрем Сирин (306–373): «И сами твари в надежде освобождаются от того рабства тления в свободу, которая дастся сынам (чадам) в день славы Бога. Говорится у Апостола, что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей»;
Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022): «Как наши разлагающиеся тела никоим образом не уходят в никуда, но снова обновляются через воскресение, точно так же небо и земля и всё, что в них, то есть вся тварь, обновится и освободится от рабства тлению»;
Преподобный Иустин Сербский (1894–1979): «Воскресение мёртвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы».
Послесловие
Напоследок лично от себя замечу. В отличие от сколь угодно совершенных и дорогих вещей животные истинно живые. От животных вполне ощутимо исходит живое тепло. У животных есть души любящие!
Веб-админ портала «Православный Медик», Дионисий
число просмотров страницы/записи без учёта админов (250)
Вот ещё притча о весьма смышлёной Валаамовой ослице:
23 И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить её на дорогу.
24 И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена.
25 Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить её.
26 Ангел Господень опять перешёл и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево.
27 Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.
28 И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?
29 Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.
30 Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.
31 И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.
32 И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною;
33 и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.
(Чис.22:23-33)
О современном отношении русского православия к животным смотрите http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви.
XIII. Церковь и проблемы экологии
https://discord.gg/NbQA8hV
Многоуважаемы, Денис-Дионисий, мы в нашем клубе чтения прочитали вашу сагу о Звёздных конях, и рассказ, про Бабу Ягу. И находимся под очень приятным впечатлением. Поэтому приглашаем Вас, на наш скромный дискорд сервер, для дальнейшего общения. Прошу, не примите за рекламу.
Павел Исупов, слишком поздно заметил ваш отзыв. Теперь нет времени на подобные дискуссии, но за сам факт приглашения Спаси Бог!